Мошенник в профиль (или психологический профиль мошенника)

Мошенник в профиль (или психологический профиль мошенника)


Сфера клинических симптомов

С помощью клинических тестов, в первую очередь MMPI, мы сравнили профили руководителей-мошенников и честных руководителей. Нам важно было понять, существуют ли у мошенников общие психопатические отклонения от нормы – то есть, схожие признаки аномального развития личности.

Результаты оказались интригующими.

У одиннадцати человек из семнадцати мошенников профили не укладываются в норму как минимум по 2 – 4 шкалам: пароноидальность, шизоидость, маниакальность. Реже – психопатия и истерия.

Важно, что все эти одиннадцать испытуемых пошли на сотрудничество и добросовестно ответили на все 566 вопросов теста, продемонстрировав повышенный уровень откровенности: шкалы лжи и коррекции ниже 50 и 40.

Остальные шесть человек мошенников тестировались неохотно – их показатели по шкалам лжи и коррекции находятся ближе к верхней границе – около 70. Профили этих испытуемых укладываются в норму, но рисунок профиля остается тот же, наблюдается повышение по шкалам маниакальности, параноидальности, шизоидности и психопатии при средних показателях по шкалам депрессии, тревожности и интровертированности.

У законопослушных руководителей за пределы нормы вышли только 4 профиля из 15. Остальные уложились в средние баллы.

Рисунки профилей честных руководителей более разнообразны: часто встречается повышение по шкалам психопатии и шизоидности, значительно реже встречаются пики по шкалам маниакальности и параноидальности – средние и ниже среднего баллы. Чаще наблюдаются повышения по шкалам ипохондрии и депрессии. Если говорить о закономерностях, мы смогли вычленить только одну: среди руководителей не встречается людей с чисто астеническим (слабым) типом реагирования. Тип реагирования руководителей или смешанный или сильный (стенический).

Итак, вывод о патологическом развитии личности мошенника подтверждается данными клинического теста. В их характере проявляются, прежде всего, маниакальные, параноидальные и шизоидные тенденции.

При переводе клинической терминологии на человеческий язык, мы получаем примерно следующее:

Большая часть мошенников обладает сильным, напористым характером, целеустремленностью. В ситуации противодействия, они не склонны уступать, наоборот, их активность и уверенность в себе повышается. Они во всем полагаются на себя и не доверяют другим. Их отличает подозрительность, обидчивость, склонность застревать на негативных переживаниях. Мир и окружающие воспринимаются как враждебная сила, поэтому они придерживаются лучшей стратегии защиты – нападения и пытаются жестко все и всех контролировать. Им свойственна мания величия, переоценка своих сил и возможностей, высокая активность, приподнятый фон настроения, быстрота в действиях и принятии решений, нетерпеливость, склонность к риску. Большое значение для этих людей играет азарт, стремление к достижениям, к победе. Им присуща известная доля артистичности, умения чувствовать людей, очаровывать их и использовать в собственных целях. Их система ценностей, логика мышления отличается от обычных. Снижена значимость моральных правил и норм поведения. Им свойственен субъективизм восприятия реальности. Развита интуиция.

Следует также учитывать, что большая часть из перечисленных качеств у мошенников болезненно заострены, гипертрофированы.

Если наложить на данный портрет великолепное владение техниками коммуникации и объектное отношение к людям, мы получим портрет асоциального человека, который легко играет людьми в собственных интересах.