Социометрия Сплочённость и конфликтность Лидеры и антилидеры

Социометрия

Социомерия. Что это?

Социометрия – изучение межличностных отношений в группе (сплоченности, конфликтности, совместимости и т.д.) и определения социального статуса ее членов: лидерства и отверженности. Этот инструмент был построен в 30-е годы XX века американским психологом Джекобом Морено. Он оказался настолько эффективным, что и в настоящее время продолжает использоваться как основа исследований внутригрупповых процессов.

Социометрия изучает:

  • сплоченность / конфликтность,
  • симпатии / антипатии,
  • психологическую совместимость / несовместимость,
  • наличие в коллективе обособленных группировок,
  • уровень авторитета руководителей (индекс лидерства),
  • появление антилидеров и степень их влияния на членов команды,
  • и т.д.

Социомерия. Чем полезна?

Плох солдат, который не мечтает стать генералом.
Плох генерал, который не знает, о чём мечтает солдат.

Отношения между людьми – это, по сути, неформальное распределение векторов силы внутри компании. Хочешь контролировать ситуацию – контролируй лидеров.

Как правило, руководители, стремящиеся отладить эффективную систему контроля и управления в своей компании, должны для этого решить три базовые задачи:

Первая, просчитать психологическую совместимость руководителей и членов коллектива, уровень взаимного доверия, уважения, симпатии и антипатии – показать общую расстановку сил.

Вторая, выявить лидеров, на поведение которых ориентируются различные рабочие группы.

Третья, заранее определить зоны риска – источники потенциальной конфликтности в коллективе (выявить скрытых антилидеров или, наоборот, изгоев – людей, вызывающих агрессию окружающих, раскрыть противоборствующие группировки, определить проблемные подразделения), построить систему противовесов.


Компания «КорпРесурс». Что мы предлагаем своим клиентам?

Мы предлагаем современный улучшенный вариант социометрии, который позволяет решать все классические задачи социометрии плюс:

  • Повышает достоверность результатов. Наши специалисты научились отфильтровывать нечестные ответы и подтасовки со стороны персонала.
  • Повышает точность результатов. Наши специалисты изучают параметры, на которых строится авторитет лидеров: на личной симпатии или на уважении, руководителя любят за популизм или за рабочие качества.
  • Расширяет сферу исследования. Наряду с классическими социометрическими индексами сплоченности – разобщенности, мы измеряем следующие характеристики групп и подразделений: открытость – закрытость (в том числе информационная), конструктивность - деструктивность, ориентация на сотрудничество – ориентация на конкуренцию и т.д.
  • Расширяет сферу использования результатов. Мы не только измеряем характеристики межличностных отношений, мы выявляем причины, которые лежат в основе сложившейся ситуации. Знание базовых причин позволяет строить эффективные программы коррекции и управления системой человеческих отношений в компании.

Смотрите подробнее:


Мы предлагаем Вам пройти небольшой тест на состояние межличностных отношений в Вашем коллективе. Отметьте утверждения, соответствующие ситуации в Вашей организации.


Нужно ли знать руководителю об истинных отношениях и настроениях людей внутри его коллектива? Или внутренние интриги и дрязги – это не предмет для царственного внимания начальства?

Наша позиция проста: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» и одновременно: «Плох тот генерал, который не знает, о чём мечтают его солдаты».

Отношения между людьми – это, по сути, неформальное распределение векторов силы внутри компании.

Если ты знаешь общую расстановку и динамику сил, то можешь влиять на ситуацию, если не знаешь – ты слеп и можешь двигаться только на ощупь.

Говоря современных управленческим языком, эффективность работы компании напрямую зависит от слаженности и согласованности действий ее сотрудников и подразделений, то есть от качества межличностных коммуникаций, как по горизонтали, так и по вертикали.

Сплочённость команды, умение согласовывать свои действия и уважать интересы других служб и подразделений, создает основу здоровой психологической атмосферы, необходимой для решения сложных задач.

Внимание к вопросам групповой коммуникации и эффективности важно для компаний, работающих в экстремальных условиях, в условиях повышенной сложности, практикующих вахтовый метод или ориентированных на решение ответственных нестандартных задач.

Как правило, руководство таких компаний, ставит перед консультантами три базовых задачи:

Первая, просчитать психологическую совместимость руководителей и членов коллектива, уровень взаимного доверия, уважения, симпатии и антипатии – показать общую расстановку сил.

Вторая, определить вектора влияния – лидеров, на поведение которых ориентируются различные рабочие группы.

Третья, заранее выявить зоны риска – источники потенциальной конфликтности в коллективе (выявить скрытых антилидеров или, наоборот, людей, вызывающих агрессию окружающих, раскрыть противоборствующие группировки, определить проблемные подразделения), построить систему противовесов.

Первое, дружба – хорошо, конфликт – плохо. Это не есть управленческая аксиома. Важны не отдельные показатели сплоченности – конфликтности, а их соотношение и общая расстановка сил. Слишком комфортный психологический климат в коллективе расслабляет людей и не способствует трудовым достижениям. В худшем случае развивается система взаимного попустительства и укрывательства. Часто в компаниях проблема заключается не в наличие конфликтности как таковой, а в отсутствии культуры конфликта или, другими словами, в отсутствии системы управления конфликтами.

Второе, разделяй – и властвуй! Такой подход имеет жёсткие ограничения и может привести к потере контроля над ситуацией. Если управление строится на данной парадигме, руководитель должен очень хорошо разбираться в расстановке сил и иметь четко отлаженную систему обратной связи и контроля. Кроме того, данный управленческий стиль является самым энергетически затратным.

Третье, в управлении достаточно чётко ставить задачи и контролировать их исполнение – а уж как люди общаются, это их личное дело. Такой стиль управления может быть эффективным при решении текущих стандартных задач. Любое изменение ситуации, развитие, кризис, рост конкуренции, ограничение во временных параметрах и т.д. приводит к сбоям в системе.

Вывод: Не существует универсального решения для вопросов связанных с групповой эффективностью. Всё зависит от целей и задач компании, от условий в которых она функционирует, от выбранного стиля управления и от базовых параметров корпоративной культуры. Как правило, успешные организации находят собственный баланс в межличностных отношениях, который закрепляется в корпоративной культуры, в системе лидерства и стиле управления компанией и отдельными подразделениями.

Согласуемся в терминах:

Управление – максимально широкое понятие, включающее в себя (в идеале) как руководство, так и лидерство. Применимо как к системе в целом – управление организацией, так и к ее частям – управление бизнес-процессами, управление персоналом, управление человеческим капиталом, управление проектами, управление корпоративной культурой. Управление всегда подразумевает наличие целостной системы, которая нуждается в бесперебойном функционировании, а в идеале – и в развитии. Грамотное управление организацией включает в себя как руководство, так и лидерство.

Руководство будем понимать в более узком значении как управление людьми. Включает классические составляющие – планирование, организацию и контроль.

И, наконец, лидерство. В стратегическом понимании, лидерство требует построения перспективного видения, глобальной цели, направления движения людей и организации. Именно лидер рисует «светлое будущее», которое необходимо построить. Плюс - лидер определяет гласную или негласную систему базовых ценностей (миссию) и правил поведения, которым подчиняется его команда. Плюс – лидер управляет настроением людей – объединяет, вдохновляет, поддерживает, раскрывает потенциал, раздает «слонов» или, говоря управленческим языком, – мотивирует.

Талантливый стихийный лидер может заставить людей творить чудеса – «строить или разрушать дворцы». Дай бог, чтобы лидер имел одновременно статус руководителя или, как минимум, был лоялен официальному руководству и компании. «Комиссар» компании (зам. руководителя, директор по кадрам, главный бухгалтер, наставник, глава Совета ветеранов компании или глава Молодёжного резерва и т.д.) также вполне подходящая роль для лидера.

Важно помнить, что лидер – это всегда или конкурентное преимущество, или «мина замедленного действия». Выявить, воспитать и грамотно «врастить» лидера в управленческую систему компании – важное слагаемое формулы успеха.

Первое, руководитель равно лидер.

Увы, если вы получили должность и властные полномочия, это далеко не значит, что в нагрузку вам вручили харизму.

Второе, лидерство и харизма качества врожденные. Этому не научишься.

Хотите верьте, хотите нет, но лидерство технологизируется, как и любая другая управленческая компетенция: делай раз… делай два…. Правда, внутренних сопротивлений и страхов здесь больше на порядок.

Третье, лидерство необходимо во всех управленческих ситуациях.

Слава богу, нет. Лидерство – вещь затратная в плане как временных, так и эмоциональных ресурсов. Иногда проще и экономичнее просто поставить задачу и проконтролировать ее выполнение.

  1. Компания решает сложные нестандартные задачи, требующие мобилизации сил команды.
  2. Компания практикует вахтовый или бригадный метод работы.
  3. Компания работает в ситуации жёсткой конкуренции.
  4. Компания работает в условиях ограничения материальных и временных ресурсов.
  5. Компания столкнулась с кризисом выживания.
  6. Компания вошла в стадию быстрого экспансивного развития – расширение в регионы.
  7. Работа компании связана с рисками для жизни и здоровья людей.
  8. Работа в компании требует высокого уровня персональной и коллективной ответственности.
  9. Компания решает творческие задачи, требующие максимального раскрытия потенциала и талантов ее сотрудников.
  10. И т.д.
  1. Современный вариант социометрии, разработанный специалистами компании «КорпРесурс», направлен на измерение эффективности работы команд и подразделений на основе ключевых показателей групповой динамики
  2. Использование авторских проективных методов, помогает более достоверно определить уровень авторитета человека в коллективе, избавившись от ошибок социальной желательности и подтасовки данных со стороны персонала.
  3. «КорпРесурс» обладает уникальной методикой, которая работает не только на выявление лидеров и антилидеров в компании, но одновременно измеряет уровень их лояльности.

NB: Диагностические инструменты и методики компании «КорпРесурс» защищены авторским правом.

Социометрия, проведенная компанией «КорпРесурс» отвечает на следующие вопросы:

  1. Коэффициент общей эффективности группового взаимодействия в компании, слабые и сильные звенья, зоны риска, потенциал развития.
  2. Вектора влияния – лидеры (авторитеты) и изгои, потенциальные раздражители внутри коллектива.
  3. Уровень авторитета руководителей и неформальных лидеров в коллективе в целом, внутри отдельных групп и подразделений.
  4. Конструктивность/деструктивность влияния лидеров на членов коллектива; уровень их лояльности компании, руководству, идее.
  5. Динамика сил внутри компании: уровень психологической совместимости, сплоченности и потенциальной конфликтности, возможные причины роста конфликтности: наличие противоборствующих группировок, влияние антилидеров, неэффективный стиль управления и т.д.
  6. Проницаемость границ групп и подразделений: индекс открытости – закрытости, ориентация на сотрудничество – ориентация на конкуренцию, возможные причины данной ситуации.
  7. Статус отдельных групп и подразделений внутри коллектива.
  8. Коэффициенты лояльности отдельных групп и людей по отношению к компании, к руководству компании, к бизнес-проектам и идеям.
  9. Уровень эмоционального напряжения отдельных групп и людей.
  10. Соответствие показателей группового взаимодействия общему стилю управления и корпоративной культуре компании.
  11. И т. д.

По запросу руководства на основе диагностики строится программа коррекции и развития, которая может реализовываться:

  1. самостоятельно;
  2. с помощью специалистов компании «КорпРесурс»;
  3. с привлечение специалистов любых других консалтинговых компаний.

Тестирование сотрудников проводится нашими специалистами на территории, предлагаемой компанией «КорпРесурс», или на территории заказчика. Сбор первичных материалов может взять на себя HR-служба компании-заказчика после прохождения специализированных курсов в учебном центре компании «КорпРесурс» (учёба может проводиться в он-лайн режиме).

Респонденты выполняют предложенные задания на специальных бланках. Задания включают в себя традиционные опросники, цветовые выборы, рисунки, работу с карточками.

На выходе руководство компании получает отчет-презентацию с результатами диагностики.

NB: Отчёт-презентация представляется руководству компании только в процессе личной беседы или беседы он-лайн.


Хотите узнать больше?

Пишите нам, и мы ответим на ваши вопросы.