Социально - психологическое исследование организации Системная оргдиагностика

Социально - психологическое исследование организации

Социально - психологическое исследование организации (системная оргдиагностика). Что это?

Щёлкни кобылу в нос — она махнет хвостом...
Принцип системного подхода в управлении

Системный подход полезен тем, что вы не пытаетесь контролировать все детали работы вашей компании, а сосредоточены на ключевых направлениях. Соответственно, ключевые направления вы выявляете с помощью системного анализа или системной оргдиагностики.

Социально - психологическое исследование организации (системная оргдиагностика) – это исследование законов, которые определяют жизнь, здоровье и успех вашей компании.

То есть в процессе такого исследования мы ищем «у кобылы нос» и выявляем скрытые системные связи «носа с хвостом». На выходе мы получаем ключевые алгоритмы «нанесения щелчков по носу кобылы для различных манипуляций с хвостом».

Если говорить научно-организационным языком, системная оргдиагностика – это развёрнутое исследование организации как сложной живой открытой многоуровневой социальной системы в ее динамике и взаимосвязях.


Что изучает системная оргдиагностика

Системная оргдиагностика может быть направлена на изучение состояния организации в целом:

  • Устойчивость и сбалансированность организации, ее системные особенности;
  • Наличие стратегической перспективы;
  • Внешние и скрытые кризисные явления и их причины;
  • Проблемные точки, причины их возникновения, варианты коррекции;
  • И т.д.

Системная диагностика может быть направлена на исследование работы отдельных подсистем организации:

  • Особенности и эффективность управленческой системы и системы лидерства;
  • Эффективность мотивационной политики и способы нейтрализации демотивирующих факторов;
  • Эффективность системы подбора и обучения персонала, кадровой ротации, карьерного роста и др.;
  • Степень внутренней согласованности корпоративной культуры (скрытые конфликты);
  • Феномены корпоративной культуры, ее влияние на работоспособность и уровень стресса персонала;
  • Соответствие корпоративной культуры и стратегическим целям организации;
  • Эффективность деятельности отдельных подразделений компании, причины возникающих сбоев, варианты коррекции;
  • И т.д.

Программы социально - психологического исследования организации разрабатываются под индивидуальный запрос клиентов в соответствии с их целями и актуальной ситуацией. Такие программы могут быть ориентированы на комплексное изучение социально-психологических процессов внутри компании или заточены на исследование отдельных параметров организационной системы: управленческой, мотивационной, стратегической, различных аспектов корпоративной культуры и др.

Диагностическое исследование может рассматриваться как самостоятельный вид работы. В этом случае на выходе заказчик получает рекомендации по оптимизации управления и развитию организации. С другой стороны, социально-психологическое исследование может выступать как первый, диагностический, этап консалтинговых проектов.


Смотрите подробнее:


Мы предлагаем Вам пройти небольшой тест на выявление Вашего стиля управления. Отметьте утверждения, соответствующие ситуации в Вашей организации.


Как правило, речь идет о необходимости принятия стратегических управленческих решений, ориентированных на длительную временную перспективу. Такие решения необходимы для внедрения организационных инноваций в узловые моменты развития:

  • в период роста,
  • в переломные моменты
  • при появлении кризисных явлений,
  • в ситуации изменения внешних обстоятельств,
  • в ситуации смены стратегических приоритетов внутри организации,
  • в период потери привычных и появления новых возможностей,
  • и т.д.

Результаты системного исследования организации полезны руководителю и управленческой команде как материал для принятия управленческих решений в следующих областях:

  • Разработка стратегических ориентиров развития организации;
  • Оптимизация системы управления;
  • Развитие корпоративной культуры;
  • Совершенствование организационной структуры;
  • Кадровые перестановки;
  • Разработка и развитие системы мотивации;
  • Построение и развитие системы обучения;
  • Планирование и внедрение изменений в других областях.
  1. Согласование ожиданий

    Беседа с первым лицом (первыми лицами) компании по уточнению и согласования целей и задач диагностического проекта.

  2. Коучинг

    Индивидуальное психологическое консультирование первого лица организации и представителей высшего менеджмента (по выбору первого лица), ориентированное на достижение намеченных результатов.

    На этапе социально-психологического исследования в рамках коучинга проводится:

    • совместный анализ актуальной ситуации и этапа развития организации, первичный мониторинг проблемного поля, первичный мониторинг управленческой системы и ключевых моментов корпоративной культуры компании;
    • согласование направления движения, основных моментов стратегии и технологии развития организации;
    • уточнение роли и задач руководства в рамках намеченной стратегии развития организации.
  3. Экспертный опрос руководства

    Интервью с высшим и средним руководством по разработанной тематике.

  4. Наблюдение за деятельностью организации изнутри

    Ведется стандартизованное или свободное наблюдение за процессом работы и коммуникации отдельных людей, групп или подразделений в целом. Наблюдение может быть открытым или проводится с помощью видеотехники.

    NB: В последнем случае персонал компании должен быть предупрежден о возможности видеонаблюдения и аудио / видеозаписи.

  5. Интервьюирование сотрудников, проработавших в организации не больше месяца

    Изучается контраст в восприятии проблематики «старожилов» и новичков.

  6. Анкетный опрос руководителей и сотрудников организации

    Заполнение сотрудниками компании ряда стандартизированных и оригинальных опросников по заданной тематике.

  7. Социометрия с руководителями и сотрудниками

    Заполнение специального опросника, ориентированного на выявление формальной и неформальной структуры взаимоотношений внутри организации, определение векторов влияния.

  8. Проективная графическая и цветовая диагностика руководителей и сотрудников

    Выполнение рисуночных и цветовых тестов, ориентированных на изучение скрытых процессов внутри организации.

  9. Организация тренинговых диагностических процедур

    При необходимости в зависимости от области исследования могут быть проведены специальные диагностические процедуры и тренинги: решение кейсов, моделирование рабочих, управленческих и проблемных ситуаций (например, переговоры, принятие группового решения, управленческое воздействие, разрешение конфликта и т.д.)

  10. Групповая диагностическая и проектная работа с высшим менеджментом компании с использованием результатов предварительного опроса.

    В процессе работы высший менеджмент получает инструменты для самостоятельной экспертной диагностики внутренних организационных процессов, имеет возможность выявить противоречия (скрытые конфликты) и потенциал сложившейся корпоративной культуры и управленческой системы, согласовать собственные ценности и базовые представления, спроектировать необходимые изменения, которые позволят повысить эффективность и конкурентоспособность компании.

  11. Индивидуальная консультация первого лица компании

    Подведение итогов и анализ результатов семинара и диагностического исследования в целом.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ ГАРАНТИРУЕТСЯ!

Содержание программы исследования, виды работ и сроки исполнения корректируются в процессе переговоров под актуальный запрос организации-заказчика.

Системная оргдиагностика опирается на научный рефлексивно-динамический подход к организации как к живой открытой сложной социальной системе.

Базовые постулаты данной парадигмы были разработаны в начале 2000-х годов в Центре Европейского организационного консультирования под руководством доктора психологических наук, профессора Игоря Никитовича Семёнова.

Как любая социальная живая система, организация имеет определенную структуру внешних и внутренних связей, выраженные проницаемые границы, которые обеспечивают ее целостность и относительную автономность. И, главное, функционирование и развитие организации обеспечивается балансом разнонаправленных динамических сил: политических и экономических интересов отдельных персоналий и групп, системой коллективных ценностей, стереотипов восприятия и поведения людей, которые, по сути, составляют и «тело» и «душу» организации. Лучшее понятие, которое позволяет анализировать и описывать внутриорганизационный социальные процессы научным языком – понятие корпоративной культуры.

Для упрощения понимания приведём аналогию: основные механизмы управления поведением человека как живой системы заложены в его психике. Равно: основные механизмы управления функционированием организации как живой системы заложены в ее корпоративной культуре. Корпоративную культуру можно рассматривать как психику организации – это одновременно инструмент рефлексии организацией самой себя и средство отражения и построения отношений с внешней средой.

Если руководство компании умеет управлять ее корпоративной культурой, это значит, что оно обладает влиянием как на поведение отдельных людей, так и на функционирование и развитие всей системы в целом.

Системная оргдиагностика, разработанная специалистами компании «КорпРесурс», изучает базовые аспекты культуры компании:

  • наличие стратегических ориентиров,
  • построение её внешних и внутренних границ,
  • контроль на входе и выходе,
  • распределение векторов влияния внутри организации,
  • рисунок динамических напряжений (конфликтов и синергии),
  • эффективность управленческой и мотивационной систем,
  • эффективность кадровой политики и системы обучения,
  • экономичность бизнес-процессов,
  • наличие проблемных точек и кризисных тенденций в системе (в организационной и технологической сферах или в области межчеловеческих отношений).
  • и т.д.

Важно, что отчет-презентация, предоставляемый руководству, пишется простым управленческим языком (не научным) и всегда имеет выход на практические решения.

NB: Диагностические инструменты и методики компании «КорпРесурс» защищены авторским правом.

На выходе руководитель получает полную объективную картину внутренних процессов в организации как социальной системе в целом или в сферах, заранее определенных планом исследования.

По запросу руководства на основе диагностики строится программа коррекции и развития, которая может реализовываться:

  1. самостоятельно;
  2. с помощью специалистов компании «КорпРесурс»;
  3. с привлечение специалистов любых других консалтинговых компаний.

Тестирование сотрудников проводится нашими специалистами на территории, предлагаемой компанией «КорпРесурс», или на территории заказчика. Сбор первичных материалов частично может взять на себя HR-служба компании-заказчика после прохождения специализированных курсов в учебном центре компании «КорпРесурс» (учёба может проводиться в он-лайн режиме).

Респонденты выполняют предложенные задания на специальных бланках. Задания включают в себя интервью, традиционные и оригинальные опросники, цветовые выборы, рисунки, работу с карточками, групповые формы работы.

На выходе руководство компании получает отчет-презентацию с результатами диагностики.

NB: Отчёт-презентация представляется руководству компании только в процессе личной беседы или беседы он-лайн.


Хотите узнать больше?

Пишите нам, и мы ответим на ваши вопросы.