Мошенник в профиль (или психологический профиль мошенника)

Мошенник в профиль (или психологический профиль мошенника)


Область мотивации, отношений и личностных смыслов

С помощью проективных методов (метод репертуарных решеток, КИСС, цветовой тест отношений А.Эткинда, методика Дембо-Рубиштейн, пиктограмма, графические методики и т.д.) мы постарались изучить индивидуальные представления руководителей об окружающем мире, о себе, о других, в частности клиентах и подчиненных. Именно в этой части исследования проявились основные отличия людей, склонных к асоциальному поведению, и законопослушных людей.


Картина мира

У мошенников очень насыщена область, связанная с общением и коммуникацией. Они могут долго говорить о техниках манипуляций, описывать различные ситуации и свои «гениальные» ходы по их разрешению. Это касается как рядовых мошенников, так и мошенников-руководителей. На этом и горят!

Обычные руководители имею развитую терминологию в сфере организационно-управленческих технологий и могут подробно рассказывать об организационных проблемах именно с точки зрения управленца. Руководители-мошенники, не замечая того, начиная рассказ с организационных проблем, все более скатываться в чисто коммуникативные и отношенческие сферы. Причем эмоциональная окраска этих рассказов более напряженная – мир воспринимается более враждебным, люди более глупыми и некомпетентными. Обязательно возникает излюбленная тема необходимости тотального контроля.

Для более глубокого понимания мировосприятия мошенников мы применили техники рисунков, позволяющие сравнить реакцию человека на обычную ситуацию и на ситуацию опасную, угрожающую: рисунок человека и рисунок человека под дождем. Результат был получен парадоксальный. У обычных людей рисунки человека более благополучны, чем рисунки человека под дождем. Они более яркие, уверенные, занимают на листе больше места. В эксперименте с мошенниками мы получили обратные результаты. Половина мошенников вложила больше чувств, энергии и уверенности именно во второй рисунок – человек под дождем. Ощущение, что таланты асоциальных людей раскрываются именно в ситуации враждебной и неблагополучной. Именно в этих условиях они чувствую себя более уверенно и естественно - феномен «вечной готовность к отпору».


Отношение к себе

При изучении мошенников с помощью методики Дембо-Рубинштейн, теста цветовых отношений и графических методик мы получили, на наш взгляд, интереснейший результат. У ВСЕХ мошенников, участвовавших в нашем исследовании, есть проблемы с самооценкой.

  1. Самооценка мошенников не просто завышена, а маниакально завышена. Отношение к себе мошенников можно охарактеризовать как манию величия. Они, ни секунды не сомневаясь, ставят себе максимальные оценки по всем значимым шкалам. Это первое. Второе, их самооценка «себя реального» полностью совпадает с оценкой идеала.
  2. Самооценка мошенников неустойчива, жестко привязанная к ситуации успеха – неуспеха. Причем мошенники не осознают снижения своей самооценки, жестко вытесняя всю негативную информацию о себе.

В самооценке мошенников также явно прослеживаются тенденции самоотчужденности. По сути, они изолируют (не признают) часть своей личности. Тенденция к самоотчужденности проявилась в тесте цветовых выборов и дополнительных шкалах по MMPI. В MMPI также проявилась повышенная тенденция мошенников к ханжеству.

Самооценка обычных руководителей в целом высокая, выше среднего, но не зашкаливающая. Тенденции к самоотчужденности и ханжеству не выявлены.

Итак, исследование показало, что все мошенники, включая мошенников-руководителей, страдают манией величия, но не все это осознают. При этом выявлены проблемы во внутренней личностной интегрированности и рефлексивности.


Отношение к другому. Управленческий стиль

Признак, который объединяет мошенников, отсутствие или снижение способности к глубокой личной привязанности. Отношение к другому человеку у мошенника по большей части:

  1. формальное
  2. объектное

Формальность и объектность отношений мошенников к другим людям проявилась практически во всех проективных тестах – цветовых, графических, репертуарных решетках и т.д. Ценность личности другого человека снижена, он воспринимается как предмет для манипуляций. Проявление позитивных эмоций к другому человеку (жалости, сочувствия, признания своей зависимости и т.п.) трактуется как проявление слабости и уязвимости. Декларируются ценности свободы, силы, независимости, «разумного эгоизма».

Эти правила, в первую очередь, действую по отношению к «чужим». Мошенники склонны очень жестко проводить границу между «своими» и «чужими». Группа «своих» обычно сплочена и замкнута. Отношение к группе «чужих»– враждебное (тест цветовых ассоциаций). Интересно, что в группу чужаков мошенники относят, прежде всего, клиентов.

Отношение внутри группы «своих» внешне теплое, но формализованное. Здесь также проявляется объектность отношений. От подчиненных руководитель-мошенник требует, прежде всего, личной преданности и послушания. Распространены игры по типу бессмысленных заданий: «А ну, скажи «ква!». Внешне отношения кажутся доброжелательными, неконфликтными – внутри своей группы не принято проявлять негативные эмоции.

Отношение законопослушных руководителей к людям неоднородно. Там так же может встречаться объектное отношение, но значительно реже. Граница между «своими» и «чужими» слабее. Ситуация внутри группы может восприниматься как более напряженная, так как конфликты чаще выплескиваются наружу. Руководитель чувствует личную ответственность за благополучие всех своих подчиненных, в отличие от руководителя-мошенника, который способен взять ответственность только за узкий круг приближенных, и то не всегда.

От подчиненных законопослушный руководитель может также требовать личной преданности, но при этом, он ориентирован на дело. Враждебное отношение к клиентам практически не встречается.


Отношение к обществу

Отношение к обществу у мошенника исключительно потребительское. Дополнительные шкалы MMPI выявляют у руководителей-мошенников высокие показатели по таким факторам, как: социальная отчужденность, потребительские тенденции, социальный эгоизм (этноцентризм). При этом мошенник может быть не чужд патриотических порывов, может болеть за дело, просто в его системе ценностей преобладает ценность личного благополучия.

По выборке законопослушных руководителей по тем же факторам мы получили большой разброс – не выявлены закономерности.