Управление динамикой группы с помощью инструментов психоорганического анализа

Управление динамикой группы с помощью инструментов психоорганического анализа




Методологические посылки

Успешное консультирование организации невозможно без тесного взаимодействия консультанта с ее руководством.

Как правило, руководители – это зрелые профессиональные люди, наработавшие богатый опыт в сфере управления. Тем не менее, каждый раз современный рынок и нестандартные управленческие задачи требуют от них новых подходов, новых взглядов, новых навыков. С этой точки зрения постоянный личностный и профессиональный рост является непременным условием и инструментом профессиональной деятельности менеджеров любого уровня.

В рамках консалтинговых процедур автор с коллегами опирается на несколько теоретических моделей, выступающих по отношению к практике как методологические посылки.


I. Рефлексивный механизм развития. Развитие как преодоление стереотипов. (Рефлексивная школа И.Семенова)

Базовым механизмом целенаправленного и управляемого личностного и профессионального развития можно считать рефлексию, понимаемую как «осмысление и переосмысление содержаний сознания» (Семенов И.Н.).

С точки зрения практики, рефлексия – это выявление стереотипов мышления и их изменение. Рефлексия не только интеллектуальный процесс. В рефлексию вовлекаются самые разные личностные структуры, включая чувства и переживания. Преодоление стереотипов – процесс часто болезненный, связанный с сопротивлением и тревогой.

Решение сложных творческих задач невозможно без рефлексивной составляющей. Любые новые знания должны вписаться в систему представлений человека, заменив устаревшие элементы (базовые представления). Это влечет за собой разрушение определенных стереотипов и построение новых мыслительных и смысловых моделей. Поэтому любой консалтинг или тренинг автора обязательно включает рефлексивные технологии, которые собственно и обеспечивают его развивающий эффект.


II. Группа как условие для личностного роста (Британская школа группанализа Фоулкса)

Основной ресурс, как и основная проблема современного руководителя – время. Часто на решение задач высочайшей сложности отводится от нескольких часов до нескольких дней. Это также ресурс, который есть у тренера-консультанта, приглашенного помочь руководителю преодолеть его проблемы. В чем заключается помощь консультанта? По сути, он должен вывести руководителя или группу руководителей на уровень развития достаточный для решения поставленных задач, другими словами - обеспечить личностный рост управленческой команды.

Основным инструментом, который позволяет консультанту решить эту задачу является ГРУППА. Именно развивающаяся группа как система способна обеспечить развитие своих элементов – индивидуальности людей, которые ее составляют.

Чтобы просолить огурцы, хозяйка не посыпает каждый из них солью. Она готовит раствор, куда и помещаются все вышеозначенные огурцы. Аналогично, чтобы решить какую-то проблему, консультант может не заниматься отдельно с каждым менеджером, а должен организовать групповой процесс и построить групповую культуру с заданными параметрами, которая позволит достичь поставленных целей.


III. Работа с группами как с живыми системами (Французская школа психоорганического анализа Герды и Поля Бойессон)

Каждая группа или организация, с которой приходится работать бизнес-тренерам, обладает собственной индивидуальностью. Группы различаются по степени внутренней интегрированности, по способам реагирования, стилю поведения, защитным механизмам, и т.д. Нам встречаются группы «параноики» и «истерики», ригидные и абсессивные группы, группы «нарциссы», группы психопатического склада, депрессивные группы и т.д. Поэтому, достаточно быстро, мы отказались от стандартных нивелирующих уникальный «характер» групп сценариев, а начали искать те механизмы и закономерности, которые позволили бы нам наработать с разными группами в максимально экологичном и эффективном для них режиме.

В первую очередь, мы отказались от механистических подходов, а также от попытки работать с группами как с множеством независимых индивидуумов.

В рамках базовой метафоры, которую мы применяем в работе с группами, подразумевается, что группа (также как отдельный человек или организация) представляет собой целостную живую социальную систему с присущими ей границами, внутренней динамикой, процессами микро- и макрорегуляции. В этом смысле, правомерно говорить о подобии структуры психики человека и группы, их внутренней жизни (групповое сознание, групповое бессознательное).

Элементы каждой из названных систем обладают собственными интересами и активностью, которые могу противоречить друг другу, а могут взаимно усиливаться.

Живая динамическая система Элементы системы, обладающие собственной динамикой и активностью
психика человека субличности
группа отдельные члены группы, подгруппы
организация люди, группы, групповые альянсы

Соответственно, при работе с группами, как и с человеком, необходимо в первую очередь учитывать и регулировать внутренние силы и скрытые динамические процессы, которые лежат в основе внешних проявлений поведения групп, таких как концентрация внимания, скорость и глубина усвоения материала, сопротивление и агрессия, феномены обесценивания, и т.д. Как правило, динамические процессы не поддаются прямому внешнему наблюдению и измерению, а поэтому часто выпадают из зоны внимания тренера-консультанта, который сосредотачивается на содержательной части работы.

Управление групповыми процессами позволяет проводить группу по последовательным ступеням развития и выводить ее на уровень зрелости, необходимый для достижения максимальной эффективности как группы в целом, так и людей ее составляющих. Для управления динамикой очень удобным инструментом является психоорганический круг, разработанный Полем Бойессоном для отслеживания циркуляции энергии на разных этапах развития личности.


IV. Тренинг как психотерапия группы

В современном бизнесе тренинг является инструментом для решения очень широкого спектра задач: формирования профессиональных навыков разной степени сложности, построения и сплочения эффективных проектных или управленческих команд, коллективного решения частных производственных вопросов или глобальных проблем международного уровня.

В узком смысле тренинг можно понимать как выработку навыка. В широком контексте – это один инструментов коллективного творчества, который может представлять собой сложную, многоэтапную процедуру работы с группой, ориентированную на достижение поставленной цели.

Нами разработана тренинговая процедура как психотерапевтическое воздействие на группу. В основе «психотерапии групп» лежат следующие принципы:

Первое, содержательная работа адаптируется под индивидуальную проблематику группы, ее актуальный уровень и потенциал роста;

Второе, терапевтическое воздействие направлено на активизацию внутренних ресурсов группы и здоровых механизмов ее развития;

Третье, тренер обеспечивает условия и инструменты для самостоятельного движения и развития группы, достижения поставленных ею целей;

Четвертое, тренинговая работа включает обязательные процедуры обеспечения безопасности группы и ее членов, начиная от построения всех необходимых границ до повышения уровня рефлексивности группы;

Пятое, важнейшими инструментами работы тренера консультанта являются: управление динамикой группы (движением энергии) и работа с рамками (обеспечение сеттинга).

Психотерапевтический подход, положенный в основу тренерской работы, значительно расширяет возможности тренинга как инструмента развития и внедрения инноваций в работу людей и организаций.

Эффективность классического тренинга, построенного без учета внутренней динамики группы, достаточно низкая, так как новая информация либо накладывается на старые стереотипы поведения, либо приводит к их жесткой ломке, что разрушает целостность устоявшейся системы, ведет к психическим травмам или дезорганизации поведения (сопротивления членов группы, как правило, не замечаются или подавляются). Кроме того, тренер не всегда понимает готовность группы к тому или иному виду работы, не учитывает степень ее зрелости.

Решение творческих управленческих и производственных задач, построение сложных многоуровневых навыков может быть достигнуто в процессе эволюционной перестройки прежних мыслительных и поведенческих установок членов тренинговой группы, через их личностный рост и взаимную групповую поддержку. Грамотная диагностика и управление динамикой группы позволяет постепенно повышать уровень ее зрелости и продуктивности, поэтапно преодолевать кризисы роста, безболезненно ассимилировать инновации в поведении, ценностных и мыслительных установках членов группы. Каждый отдельный человек делает в группе такой шаг в своем развитии, который экологичен лично для него в настоящий момент времени.