Подходы к работе с организацией как с живой системой. Рефлексивное управление корпоративной культурой.

Подходы к работе с организацией как с живой системой. Рефлексивное управление корпоративной культурой.


Метафора «психики организации». Корпоративная культура как система управления поведением людей в организации

Функцию корпоративной культуры организации можно сравнить с функцией внутренней картины мира (когнитивной карты, системы смыслообразующих подразумеваемых содержаний психики) человека. Эта некоторая частично осознаваемая, частично подразумеваемая (на уровне очевидности) персоналом и управленческой командой психическая карта или парадигма, в свете которой рассматриваются все организационные процессы, на основании которой принимаются решения и строится деятельность.

С точки зрения динамической модели, управление корпоративной культурой представляет собой построение и коррекцию содержательных границ (второй уровень на схеме) в соответствии со стратегическим направлением развития организации. Например, управление «человеческим фактором» можно понимать как технологизацию эффективных корпоративных правил и норм взаимодействия между людьми – усиление регулирующего влияния сверху, со стороны управленческой команды, и контроль действия стихийных низовых факторов. К границам, которые регулируют человеческое взаимодействие, относится кадровая и мотивационная политика организации, технологии разрешения конфликтов и т.д.

Произвольное управление корпоративной культурой подразумевает развитую рефлексивную способность лидера осознавать, осмыслять и переосмыслять те базовые основы, на которых строится модель культуры его компании – гибко избавляться от балластных элементов в своих управленческих и производственных технологиях, оперативно реагировать на изменение ситуации и проводить текущие пошаговые изменения для предотвращения кризисных тенденций.